Болезни сердца домашних животных - кошек и собак.

Заболевания сердца у кошек и собак встречаются довольно часто. Например, различные патологии сердца у собак составляют от 5 до 15 процентов от общего числа диагностируемых заболеваний. На это влияют различные факторы, одним из ведущих является генетическая или породная предрасположенность. Например, гипертофическая кардиомиопатия (ГКМП) британцев, абисинцев, мейн-кунов, персов или регдолов. Кроме того, данное заболевание может встречаться и у других пород наших пушистых питомцев.

Дилатационная кардиомиопатия (ДКМП) является одной из наиболее часто диагностируемых болезней миокарда у собак. К данной патологии предрасположены собаки крупных (боксеры и доберман-пинчеры) и гигантских пород (ньюфаундленды и немецкие доги), а также кокер-спаниели.

Кроме того, к развитию патологий сердечно-сосудистой системы могут привести острые и хронические заболевания различного генеза других систем (паразитарные и инфекционные заболевания, травмы, внутренние незаразные болезни и так далее). И так как ССС является ключевым звеном в объединении функций всего организма и в тоже время тесно взаимосвязана с другими органами и системами, то изменения в работе одних систем отражается в работе других, в том числе и ССС.

Своевременно заметить первичные признаки сердечных нарушений у своего любимца может внимательный и заботливый хозяин. Большинство из них (исключение составляют острые проявления и травмирование) характеризуется продолжительным развитием. К часто встречающейся симптоматике сердечных недугов можно отнести: одышку, сбой сердечного ритма, отечность в районе подгрудки, шеи и живота, цианоз кожных покровов и слизистых. Владельцем домашнего питомца может отмечаться отсутствие у него желания двигаться, слабость, учащенное дыхание и быстрая утомляемость при выгуле. Такие проявления, как нарушение координации, обмороки и утренний кашель, могут свидетельствовать о сердечной недостаточности.

Заметив эти симптомы не стоит пытаться лечить животное самостоятельно, поскольку это способно привести только к усугублению проблемы, что повлечет за собой переход заболевания в более тяжелую стадию. Поэтому в случае возникновения подозрений для лечения заболевания сердца собаки  или кошки следует обратиться к специалисту.

Клинический случай.

В мае в нашу клинику привезли на прием молодого кобеля 2года  породы мопс. Пес Банзай более суток не мог спать и есть, так как живот был резко увеличен, а под кожей на всех лапах появились отеки.  Собаке было тяжело дышать. Месяц назад   мопса  водили на косметические услуги в зоосалон. «Специалистам салона» показалось , что собака «толстая» и посоветовали диету. На приеме у собаки на самом деле были признаки истощения и асцита, то есть брюшной водянки. Мы провели ультразвуковую диагностику  и лапароцентез ( прокол брюшной полости) с целью диагностики содержимого и облегчения страданий . На первом приеме отвели 700 мл транссудата при массе собаки 9 кг!

При изучении анамнеза оказалось , что собака с детства периодически падала в обмороки. Не могла подолгу гулять , появлялась одышка. Аппетит кроме последней недели был хороший.  К врачу хозяйка не обращалась.

По биохимии крови выявили патологию сердечного происхождения. Банзаю  назначили Эхо КГ сердца. Результат : Подклапанный стеноз легочной артерии . Систоло- диастолическая недостаточность правого желудочка. Для спасения жизни Банзаю требовалась  операция .Владельцы полетели в Санкт- Петербург в клинику Сотникова , так как в Новосибирске нет кардиохирургов такого уровня.

Благодаря высокому уровню современной ветеринарии стало возможным проведение высокоточной диагностики, позволяющей выявить практически любые нарушения сердечной деятельности. Диагностика патологий ССС предусматривает применение ряда методик с проведением УЗИ сердца, рентгенографии и получением электрокардиограммы, что позволит точно диагностировать нарушения в деятельности сердечно-сосудистого аппарата животного.

Заметив проявления первичных признаков либо при подозрении на сердечно-сосудистую недостаточность, следует сразу же записаться на прием к специалисту. Диагностирование заболевания на начальной стадии существенно влияет на положительную динамику лечебной терапии, и позволяет обойтись консервативными методами лечения. Особенно это актуально для мелких домашних животных, для которых хирургические методы лечения патологий ССС по многим причинам недоступны. Поэтому эффективность лечения во многом зависит именно от своевременного и грамотного установления диагноза, и правильно подобранного фармакологического сопровождения. На сегодняшний день на рынке ветеринарных препаратов для лечения патологий сердца (с учетом видовых, породных, нозологических особенностей) представлено много препаратов. многие препараты ветеринарным специалистам приходится брать арсенала гуманной медицины (например Верапамил для лечения ГКМП у кошек). Но уже все больше появляются препараты, которые специально разработаны, для наших любимцев, чтобы они могли иметь хорошее качество жизни.

Таким препаратом на сегодняшний день является: Пимобендан ("Ветмедин"), применяющийся для лечения ДКМП.

Следует всегда помнить, что заболевания сердца это всегда очень серьезно, и лечение животного следует проводить только под постоянным контролем ветеринарного специалиста!

При соблюдении вышеперечисленных рекомендаций  ваш любимец будет радовать своей активностью и жизнерадостностью!